- СВАРКА в судостроении
- один из основных технологических процессов соединения деталей в современном судостроении и судоремонте. Наиболее распространены электросварка и ацетиленокислородная (газовая) Сварка. Способы электросварки — Сварка плавлением и давлением. При Сварке плавлением металл сварного шва формируется из расплавленного основного металла, к которому обычно добавляется присадочный материал. Свойства сварного соединения зависят от свойств химических элементов, количественного содержания основного и присадочного материалов, от окружающей среды, конструкции элементов, режимов сварки и др. факторов. Основные химические элементы, комплексно влияющие на свойства стальных сварных соединений, — углерод, марганец, кремний, хром, никель, молибден, вольфрам, медь и др. Контакт расплавленного металла с воздухом приводит к окислению металла и растворению в нем азота и водорода. Поэтому при сварке плавлением используют защиту — шлаковую, газовую и комбинированную. Шлаковая защита может быть активной и пассивной. Дополнительные функции активной защиты — раскисление, связывание фосфора и серы, дополнительное легирование и т. п. При газовой защите (в среде инертных газов) раскислители и легирующие элементы вводятся через сварочную проволоку. Образование соединения происходит путем термодинамического преобразования вещества. Монолитность и прочность сварного соединения достигаются атомно-молекулярными связями между элементарными частицами соединяемых материалов. К Сварке давлением относятся: контактная, точечная, роликовая (шовная) и стыковая. Наиболее распространенная точечная Сварка используется для сварки легких переборок и выгородок, вентиляционных труб, деталей судового оборудования, дельных вещей и др. изделий из стали и алюминиевых сплавов. Ацетиленокислородная (газовая) Сварка может применяться при сварке металлов различных толщин и физико-химических свойств. Наиболее высокая температурa пламени и концентрация теплоты в пятне нагрева достигаются при ацетиленокислородном пламени. Газовая Сварка производится при длительном тепловом воздействии, имеет малую проплавляющую способность, трудно поддается автоматизации.
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.